Общая информация

Кыргызская Республика сегодня идет по пути больших социально-экономических преобразований, связанных со строительством суверенного государства, открытого общества, основанного на принципах демократии и рыночной экономики. Эти процессы не могли не затронуть образования, ибо оно является одной из важнейших подсистем общества.

Глобальные по своим масштабам и последствиям изменения, происходящие ныне в жизни человека, затрагивают все без исключения страны, в том числе и Кыргызстан. Ускоряющиеся темпы интеграции, вхождение Кыргызской Республики в мировое пространство, интенсификация международного сотрудничества требуют всестороннего изучения процессов перемен, извлечения из них как положительного, так и отрицательного опыта, дабы последующие поколения имели возможность успешно продвигаться вперед, не повторяя ошибок своих предшественников.

С образованием человеческая цивилизация всегда связывала свои надежды на будущее. Поэтому не случайно, что сегодня, несмотря на сложности повседневности, Кыргызстан связывает свои помыслы на улучшение содержания и качества жизни с образованием. Нынешний исторический этап для многих стран мира стал этапом транзита. Ситуацией переходности объясняются многие современные проблемы. Не составляет в этом отношении исключения и Кыргызстан.

Не секрет, что на протяжении многих десятилетий система образования Кыргызской Республики, входившей в состав СССР, была предметом гордости страны. К моменту начала переходного периода в Кыргызстане были решены многие проблемы, которые остро стояли в других регионах мира. Была достигнута всеобщая грамотность населения. Процент охвата базовым образованием был очень высок, республика находилась весьма близко к решению задачи всеобщего среднего образования. Стремительно шло развитие высшего образования. Из года в год увеличивалось число студентов, обучающихся в вузах. Был достигнут высокий уровень профессионализма педагогических кадров. Он позволял добиваться устойчивых и достаточно высоких достижений обучающихся, особенно в области естественных и математических наук. Ресурсная база находилась также на высоком уровне. Ежегодно в эксплуатацию вводилось до десятка учреждений образования. Действующие учреждения были оснащены необходимой учебной, учебно-наглядной, методической литературой. Имелись неплохие лабораторный и библиотечный фонды.

В ситуации перехода к рыночным основам хозяйствования условия изменились. Как отмечают многие исследователи, система образования СССР адекватно соответствовала плановой системе хозяйствования и авторитарной политической системе государственной власти. Но она оказалась несоответствующей рыночной экономике и открытой политической системе. Экономика, основанная на рыночных принципах, так же, как и открытое общество, требует от личности умения гибко использовать имеющиеся знания, мыслить и находить решения в незнакомой ситуации, распознавать проблемные вопросы и находить на них ответы, а также самостоятельно организовывать обучение. Содержание и структура учебных планов, программ и учебников, а также методы и приемы обучения, превалировавшие в СССР и в Кыргызстане, как его составной части, не всегда были направлены на приобретение требуемых знаний, умений и навыков. Внутрисистемные проблемы усугублялись внешним социально-экономическим кризисом, который переживала страна на этапе транзита.

Остро обнаружился дефицит государственных средств. Государство было не в состоянии покрывать новые растущие потребности населения. Это вызвало появление «новых игроков» на поле образования. Родились частные образовательные структуры, предлагающие весь спектр формального образования. Начинается активное развитие неформального образования и институций этой сферы. Образование становилось продуктом рынка. Среди учреждений образования, особенно высшего, началась конкурентная борьба за обучающихся.

Внешние и внутренние факторы побуждали страну вступить на путь системных реформ образования. Причем, в начале образовательных реформ не так мощно ощущались те глубинные и масштабные проблемы, которые затем поставили под удар достижения советских лет. Примерами таких проблем являются ограничения в доступе к образованию, низкое качество, слабая кадровая, материальная и финансовая база, просчеты в государственном руководстве и управлении системой образования. Во многом, появление таких проблем было неожиданностью, как для политиков, так и для руководителей и педагогов системы образования. Некоторые из них до сих пор свято верят в высокое качество нашего образования, эффективное управление и винят во всех бедах реформы. Представляется, что своя доля вины в слабом прогнозировании результатов реформ лежит и на исследователях системы образования, которые не смогли на основе изучения и анализа сходных исторических, социальных, экономических, политических условий в других странах спрогнозировать возможные проблемы и предложить эффективные пути для их решения. Возможно, это связано и с тем, что изучением процессов трансформации образования в основном были заняты педагоги, а их, в первую очередь, интересовали вопросы новой организации учебного процесса, новых технологий обучения.

Контактная информация

Министерство образования и науки
Кыргызской Республики

Бишкек, ул. Тыныстанова 257
720040, Кыргызская Республика

+996 (312) 66-24-42

http://edu.gov.kg